Обращение

 
- начальник Управления культуры администрации Усть-Катавского городского округа
Год добровольца и волонтёра
Группа в вконтакте

Баннерная сеть

Об Усть-Катаве

Город Усть-Катав возник как посёлок при железоделательном заводе, основанном ориентировочно в 1758 г. симбирскими купцами-компанейщиками Иваном Борисовичем, Яковом Борисовичем Твердышевыми и Иваном Семёновичем Мясниковым при впадении реки Катав в реку Юрюзань, на покупных у башкир землях.

По всей видимости, первоначально предприятие при устье реки Катав представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Несколько позже был пущен в эксплуатацию железоделательный (молотовый) завод, который, вероятно, позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг Усть-Катавского завода возникло поселение, укреплённое стенами и башнями, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России, переведённые с Катав-Ивановского завода и составившие мастеровой и работный люд предприятия. За пределами стен заводского посёлка находились кладбище (западнее) и торгово-ремесленная слобода (восточнее), которая существовала уже в 1770-х гг. на части территории современного центра города.

Усть-Катавский заводской посёлок не прошли стороной бурные события Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва 1773-1775 гг. Волнения заводских работников здесь начались ещё осенью 1773 г., до прихода пугачёвцев. В конце 1773 г. Усть-Катавский завод беспрепятственно занял отряд повстанческого полковника И. Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев. В ходе восстания район Усть-Катава оказался под контролем повстанческих сил Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. В начале мая 1774 г. через посёлок прошла правительственная команда подполковника И. И. Михельсона, преследовавшая восставших. В июне 1774 г. отряд Юлая Азналина, состоявший из башкир, мишар и чувашей, при поддержке части заводских крестьян, выполняя указ Пугачёва, сжёг Усть-Катавский завод и окрестные деревни. Устькатавцы при этом были отосланы повстанцами в Кунгурский уезд. К концу 1775 г. Усть-Катавский завод был восстановлен. Случались народные волнения в районе Усть-Катава и позже.

 После смерти купцов-основателей Усть-Катавский завод в 1782-1783 гг. перешёл к Екатерине Ивановне Козицкой - одной из дочерей И. С. Мясникова. А в 1810 г. – к княгине Анне Григорьевне Белосельской-Белозёрской (дочери Козицкой). В дальнейшем Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозёрских, которые зачастую управляли им через своих опекунов и доверенных лиц.

 В 1820 г. в Усть-Катавском посёлке была построена первая церковь – Христорождественская. После пожара, случившегося в мае 1890 г. в правобережной (относительно реки Катав) части посёлка (ныне это центр города), на одной из сходок устькатавцы решили построить вторую церковь на средства, собиравшиеся с населения. Эта церковь – Александро-Невская – была открыта в 1911 г.

 Со времени пуска Усть-Катавского железоделательного завода его продукция (главным образом, кричное сортовое железо), равно как и продукция Катав-Ивановского предприятия, сбывалась, в основном, в Центральную Россию и Поволжье. Туда она сплавлялась с Усть-Катавской судовой пристани на баржах-коломенках по рекам Волжского бассейна. Излишки заводской товарной продукции, не распроданные внутри страны, шли за границу.

В 1861-1923 гг. посёлок Усть-Катавский завод являлся центром одноимённой волости, в которую входило несколько окрестных сёл и деревень. В 1870 г. в посёлке насчитывалось 3353 жителя (544 двора), имелись церковь, училище (открытое в том же году), волостное правление, железоделательный и два маслобойных завода, три водяные мельницы.

В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами было устроено телефонное сообщение – одно из первых в России. В 1889-1890 гг. близ Усть-Катава была проложена железная дорога. 8 (20) сентября 1890 г. через станцию Усть-Катав Самаро-Златоустовской железной дороги прошёл первый поезд. Следствием этого стало закрытие Усть-Катавской судовой пристани; заводскую продукцию с 1892 г. отправляли по железной дороге.

В январе 1899 г., с разрешения императора Николая II, Усть-Катавский железоделательный завод его владельцем, князем Константином Эсперовичем Белосельским-Белозёрским, был отдан в аренду бельгийскому акционерному «Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу» (аренда длилась до национализации предприятия советской властью в июле 1919 г.). Иностранные арендаторы преобразовали завод в вагоностроительный. С началом выпуска на предприятии железнодорожных вагонов производство железа сократилось.

В 1899-1900 гг. на правом берегу реки Юрюзань началось строительство посёлка для прибывших сюда иностранцев (главным образом, бельгийцев). Этот посёлок получил название «Колония» (ныне Первомайский в северной части г. Усть-Катава).

Среди революционных течений, распространявшихся в конце XIX-начале XX вв. в Усть-Катаве, преобладающим было марксистское, большевистское течение. В середине марта 1917 г. в Усть-Катавском посёлке был создан Совет рабочих депутатов, председателем которого стал заводской рабочий-слесарь Ф. Е. Бахарев. Советская власть в Усть-Катаве установилась мирным путём 28 октября (10 ноября) 1917 г.

В борьбе за советскую власть на Южном Урале весомый вклад внесла Усть-Катавская Красная гвардия. В гражданскую войну, 6 июля 1918 г. посёлок был занят белыми. 4-6 июля 1919 г. за Усть-Катав развернулись упорные бои между наступавшей Красной армией и колчаковцами. К вечеру 6 июля 1919 г. красные – 234-й Мало-Вишерский стрелковый полк (командир Н. Н. Рахманов) 24-й стрелковой дивизии – заняли железнодорожную станцию Усть-Катав и посёлок. Отступавшие колчаковцы вывезли в Сибирь часть заводского оборудования. Позже оно было возвращено на Усть-Катавский завод.

В первые годы Советской власти улицы посёлка Усть-Катавский завод, ранее безымянные, получили названия (Карла Маркса, Красная, Революционная, Социалистическая и т.д.), дома были пронумерованы.

После октябрьской революции вагоностроительный завод выпускал крытые вагоны, платформы, двухосные пассажирские вагоны и другие опытные конструкции подвижного состава нормальной и узкой колеи.

С 1919 г. к Усть-Катаву стала относится располагавшаяся северо-восточнее, на правобережье реки Юрюзань, деревня Шубино.

В 1919 г. в Усть-Катаве открылось высшее начальное училище, создана комсомольская организация (у которой был предшественник – возникший в 1917 году ССРМ – Социалистический союз рабочей молодёжи). В 1922 г. в посёлке появилась пионерская организация.

Между тем, в 1920-ых гг. был восстановлен и начал давать продукцию (железнодорожные запасные части, вагоны и платформы) разорённый в гражданскую войну Усть-Катавский вагоностроительный завод. В 1922 г. за долголетний добросовестный труд ряд заводчан был удостоен звания «Герой труда». В 1925 г. на заводе, на сборке вагонов, была создана первая в Уральской области комсомольско-молодёжная бригада, под руководством Н. Е. Мельникова.

В 1927-1928 гг. при усть-катавском рабочем клубе под руководством школьного учителя Е. В. Василевского был организован радиоузел. Началась радиофикация посёлка.

В 1930-х гг. в посёлке были закрыты обе церкви, причём здание Александро-Невской церкви переоборудовали под рабочий клуб, а здание церкви Рождества Христова – под продовольственный магазин. В конце 1930-х гг. многие устькатавцы стали жертвами репрессий.

С 1936 г. Усть-Катавским заводом освоено производство трамвайных вагонов разработки завода города Мытищи Московской области, а через два года предприятие приступило к выпуску корпусов авиабомб ФАБ-100 и ХАБ-100.

В рабочем посёлке Усть-Катавский завод в 1939 г. проживало 13032 жителя. Перед Великой Отечественной войной здесь имелись, помимо вагоностроительного завода, две средних и ряд других школ, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, ряд библиотек, 15 продовольственных магазинов и киосков, другие объекты.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла в жизнь посёлка свои жёсткие коррективы. В начале войны заводской посёлок стал принимать промышленное оборудование и население, эвакуированные из ряда западных прифронтовых городов страны. Несмотря на уход части устькатавцев на фронт, возросла численность поселкового населения (главным образом, за счёт эвакуированных). Усть-Катав начал застраиваться новым жильем, расширяться. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 г. посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался Усть-Катавский завод, а с 1943 года - Усть-Катав.

В войну из Усть-Катава ушли на фронт 2172 человека, из них погибли или пропали без вести 1017 человек. Среди погибших жителей Усть-Катава значатся два Героя Советского Союза – военный лётчик, гвардии майор Сергей Фёдорович Кондрин и командир стрелкового отделения старший сержант Никифор Ильич Феничев. Устькатавец, минёр-подрывник, командир партизанских бригад Всеволод Иванович Клоков, также удостоенный высокого звания Героя Советского Союза, вернулся с войны живым.

В военное время Усть-Катавский завод №13 имени С. М. Кирова перестроился на выпуск продукции для фронта. В 1942 г. (как раз после эвакуации из города Брянска завода №13) предприятие фактически стало артиллерийским. Заводчане внесли весомый вклад в общую победу над врагом, работая по-ударному и дав Красной армии 12357 танковых пушек для легендарных Т-34, 13230 платформ для зенитных пушек, 3096 миномётов и на десятки миллионов рублей другой военной продукции, в том числе авиационных бомб и снарядов М-13 для реактивных миномётов «Катюша». За успешное выполнение заказов Государственного Комитета Обороны 26 сентября 1945 года Усть-Катавский завод был награждён орденом Трудового Красного знамени.

После Великой Отечественной войны градообразующее предприятие – Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) имени С.М. Кирова – вместе с некоторой оборонной продукцией выпускал продукцию гражданского назначения, к которой позднее прибавились изделия, необходимые при освоении космического пространства (в частности многокамерные и однокамерные ракетные двигатели). Неоднократно продукция предприятия – трамвайные вагоны, велосипеды, кондитерские печи и др. – признавалась специалистами лучшей, удостаивалась различных дипломов и наград. Трое работников УКВЗ – электросварщик М. Д. Лазарев, директор завода В. Х. Догужиев и А. Н. Пугачёв – получили высокие звания Героев Социалистического труда. В феврале 1976 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова за успешное выполнение заданий 9-й пятилетки был награждён орденом «Знак Почёта».

За более чем 70 послевоенных лет город Усть-Катав заметно изменился. Возникли и возникают новые здания (в том числе промышленного, торгового назначения), школы, скверы, другие объекты. Так, в 1950-х гг. началось строительство жилых многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 г. - в нагорной части города. В 1980 г. построена новая плотина. В 1984 г в новое трёхэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации г. Усть-Катава). В 1987 г. близ посёлка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 г. открылся железнодорожный и автобусный вокзал (сейчас автовокзал расположен в здании сетевого магазина «Пятёрочка» в центре города). 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылся Храм Рождества Христова. 11 февраля 2005 г. в старом купеческом доме торжественно открылся историко-краеведческий музей. В декабре 2005 года окончательно ввели в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с двумя плавательными бассейнами (для взрослых и для детей).

3 декабря 1979 г. город Усть-Катав Катав-Ивановского района Челябинской области стал городом областного подчинения. В административное подчинение Усть-Катавскому городскому Совету народных депутатов был передан ряд близлежащих населённых пунктов с окрестными территориями. В 1995 г. было создано муниципальное образование (МО) «Город Усть-Катав». В 2004-2005 гг. оно преобразуется в МО «Усть-Катавский городской округ». Городской округ имеет свои герб, флаг и Устав. В 2002 г. на административно подчинённой г. Усть-Катаву территории насчитывалось 30088 человек населения.

Численность работников УКВЗ на первое полугодие 2017 г. составляла 3617 человек (в 2016 г. – 3822). Численность постоянного населения Усть-Катавского городского округа на 1 января 2017 г. составляла 25583 человека (в 2016 г. – 25652). В городе Усть-Катаве проживает 22536 человек (в 2016 г. – 22582), в сельских населённых пунктах – 3047 человек (в 2016 г. – 3070).

В настоящий момент город Усть-Катав живёт насыщенной культурной, спортивной и иной жизнью. Строится мощнейший агропромышленный комплекс. Агрокомплекс займёт 154 гектара и расположится на землях бывшего подсобного хозяйства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Сначала построят тепличный комплекс производительностью 22000 тонн овощей в год. Выращивать овощи будут в закрытом грунте на гидропонике (то есть на искусственных средах без почвы). Вторым этапом возведут логистический центр, который позволит отгружать 400 тонн продукции в сутки. Далее в агрокомплексе появятся лёгкие теплицы для выращивания овощей в открытом защищенном грунте. Финальная стадия - площадки для резидентов. К 2020 г. предполагается создать 1520 новых рабочих мест при общем инвестировании в 7,100 млрд рублей.

В 2018 г. планируется строительство спортивного стадиона открытого типа при школе №7 имени Героя России А. Р. Курбангалеева. Финансирование спортивного объекта будет проходить в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». В состав стадиона войдёт спортивное ядро с беговыми дорожками, волейбольная площадка, площадка для хоккея, две площадки для тенниса, две площадки для бадминтона, площадки для настольного тенниса и подвижных игр. Внутри хоккейной коробки расположится баскетбольная площадка. Также будет площадка общей физической подготовки, секторы для прыжков в длину и для прыжков через перекладину.

Также в настоящий момент строится торгово-развлекательный комплекс на территории так называемого Молодёжного парка. Кроме этого, в самое ближайшее время начнётся строительство нового здания школы №4 в п. Шубино вместо деревянной школы, которой уже более ста лет. А в 2019 г. планируется построить лыжероллерную трассу протяжённостью в 2,2 км.

Подготовил Анатолий Часов
 
За основу взят материал Соколова Анатолия Петровича -
научного сотрудника историко-краеведческого музея Усть-Катава в 2004-2017 гг.
 
Фото: М. Абрамов, А. Петухов, С. М. Прокудин-Горский, архив музея
Дата публикации: 10 августа, 2017 [08:33]
Дата изменения: 02 апреля, 2018 [04:14]